Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов.  Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.

Подросток нуждается в оценке, помощи и эмоциональной поддержке со стороны близких взрослых и ровесников, чем бы он ни был занят. Так он учится и развивается.

Советы родителям : Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания?

 

НУЖНО:

  •  Принимать подростка, таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
  • Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
  • Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем  личность, а не объект воспитания.
  •  Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личностный пример.

НЕЛЬЗЯ:

  •  Рассчитывать на то, что ваш ребенок  будет самым лучшим и способным.
  • Он не лучше и не хуже он другой. 
  • Рассчитывать на то, что подросток  унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь.
  • Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему лепить.

Правила общения:

 

  • Правило 1     Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом  возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  • Правило 2   Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Передача ему ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь - самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к нему. Это забота мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения - более спокойными и радостными
  • Правило 3  Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет  становиться "сознательным". "На ошибках учатся". Нам приходится набираться мужества и сознательно давать детям делать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.
  • Правило 4   Не требуйте от подростка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  •  
  • Как справиться с плохим поведением:    
  •  Обратите внимание, насколько благоприятна атмосфера в вашем доме для успешной реабилитации подростка. Чувствует ли он себя в безопасности, под надежной защитой? Также очень важна предсказуемость, уверенность в том, что будет дальше. Если подросток обретает это, он может сам разобраться в причинах своего поведения.
  •  Проанализируйте, чем вызвано плохое поведение ребенка – возможно, причины те же, что раздражают и всех нас, или же ребенок просто хочет проверить вашу реакцию. Наблюдайте, и вы найдете «ключ» к этой загадке. Возможно, он в событиях этого дня, возможно – недельной давности, но ситуация всегда разрешима.
  •  Помните: не всегда причину плохого поведения можно наблюдать во внешних проявлениях. В таких случаях узнать истинную причину можно только спросив самого подростка, после того, как все успокоится.
  • Обсудите с ребенком его поведение, выскажите, в чем вы видите причины, попробуйте вместе найти решение.  Так вы показываете свое желание помочь, заставляете самого ребенка задумываться о причинах и последствиях своего поведения. И, поговорив напрямую, вы можете решить проблему.

Учитесь владеть своими чувствами.

  •  Старайтесь  сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.
  •  Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего подросток ведет себя так, как вам не хочется?
  • Подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого?
  • Возможно, поступок, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что он попал в трудную ситуацию?
  • Всегда верьте и помогайте подростку.
  • Он не должен сомневаться в том, что вам можно сказать все.