Что такое стресс?

Стресс - это психическое состояние человека, характеризующееся напряжением нервной системы и вызванный любыми негативными внешними причинами. Может проявляться в виде: возбуждение чрезмерного; подавленного настроения.

 Всегда стрессовое состояние это плохо?

Отрицательные стороны:

а) нервная система истощается, что может вызвать нервные заболевания;

б) человек не может владеть ситуацией в полной мере;

в) с человеком в стрессовом состоянии тяжело общаться;

Положительные стороны:

а) нервная система тренируется под воздействием напряжения - расслабления;

б) возможность кратковременно выполнить непосильную работу в спокойном состоянии для данного человека.

 Как избежать стрессов для себя и окружающих?

а) создание положительной обстановки в коллективе и семье;

б) умение слушать и слышать;

в) обучение воспринимать человека таким, какой он есть;

а) общее закаливание - контрастные души, ванны, обтирания;

б) счет до 20 на вдох;

в) просмотр ситуации через месяц, год, важность ее через некоторое время;

д) элементы аутотренинга;

ж) приемы расслабления, реабилитации и самокритики в определенной степени;

с) избегание стрессовых ситуаций;

к) неприятие как стрессовых ситуаций .

4 Действия взрослого при стрессовом состоянии у детей

а) дать волю эмоциям наедине; б) не ругать за бурную реакцию; в) легкий и медленный массаж трапецевидного мышцы (передняя и задняя сторона шеи до лопаток) и грудной клетки; г) дыхание по системе М. Бутейко.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

Насилие в семье оказывает огромное негативное влияние на ребенка.

Особенности поведения и состояния ребенка, вызванные насилием:

- беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;

- длительное подавленное состояние (стресс);

- агрессивность;

- стремление как можно больше времени провести на улице (страх возвращаться домой);

- низкая самооценка, страх за свою жизнь и жизнь своих родителей, близких;

- склонность к уединению, неумение общаться;

- плохая успеваемость, нежелание посещать школу;

- конфликтность и отсутствие навыков самоконтроля;

- использование насилия как способа решения конфликтов в школе, с друзьями, в семье;

- чувство беспомощности;

- слабое развитие социальных навыков (неумение вести себя в обществе, взаимодействовать с различными возрастными и социальными группами, самостоятельно преодолевать жизненные трудности);

- психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, предрасположенность к различным заболеваниям); - бунтарство, ложь; - уход из дома;

- изоляция от взрослых и сверстников вплоть до потери контакта с ними;

- депрессия, высокий риск алкогольной и наркотической зависимости.

        Дети - жертвы насилия имеют высокий риск выйти из-под контроля, что делает их жертвами, и иногда это заканчивается вовлечением в преступную деятельность (хулиганство, разбой, воровство, проституцию и т.п.). Дети, которые подвергаются насилию, могут завтра стать убийцами и насильниками.

     Кроме того, у детей, подвергшихся сексуальному насилию, могут проявляться такие симптомы: подавленность, половая обще-информированность (сексуальная одержимость), приступы истерии, кошмары, страх, самопринизлива поведение и даже попытки самоубийства, искаженные представления о половой жизни. Взрослые, которые стали жертвами насилия детства, хранят воспоминания, связанные с прошлым, которые выражаются в заниженной самооценке, депрессиях, трудности в личных взаимоотношениях, а также в сексуальных отношениях, алкоголизме, употреблении наркотиков.

       Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Негативные последствия насилия над детьми заключаются также в том, что насилие порождает новое насилие. Дети воспринимают насилие в семье как норму поведения, и когда они станут родителями, существует высокая вероятность того, что будут совершать насилие в отношении своих детей.

ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЙ

Почему наказания не работают? Наказание детей частые во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А как больно ранит чувства вины или стыда! Но дело в том, что наказание неэффективно как воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся внимательнее. Наказание вызывает у ребенка страх. От страха ребенок может перестать плохо себя вести. Но это только поверхностный эффект.

  Если внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что она ищет способов, как отомстить обидчикам. Она может капризничать, портить вещи, делать что-то на зло, пытаться отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказание вызывает у ребенка ярость, обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания, разве что вы хотите воспитать в нее именно их. Другими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность, неуверенность в себе. Психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы сердца) тоже часто является следствием стресса, вызванного наказаниями. Главная причина, почему мы считаем наказание действенным, - чаще всего нежелательное поведение прекращается. Это, однако, означает только то, что мы перестаем ее видеть. Наказания и угрозы учат ребенка не попадаться, делают ее метикуватою, потайной. Нежелательная форма поведения видоизменяется со временем, становится незаметной для нас. А впоследствии оказывается в поступка, причин которого мы не можем объяснить.

Откуда появилось насилие в воспитании? Применение насилия в воспитании старое, как мир. И не удивительно, ведь насилие так же старо, как метод взаимоотношений между людьми, между мужчиной и женщиной. Поскольку насилие было нормой жизни, то и способы воспитания детей всех времен строились на насилии. Несмотря на то, что сейчас уже XXI век, и мы живем в цивилизованном обществе, насилие в отношении детей, слабых и беззащитных существ, как и раньше, остается распространенным типом поведения. Очень часто под видом воспитания насилие является способом проявить свою силу, утвердиться за счет слабого, ведь наказание подтверждает власть. Грубый пьяный отец, который бьет ремнем сына-двоечника, конечно же, не воспитывает его, а только демонстрирует свое положение главы семьи сын мечтает вырасти, чтобы отыграться. Когда вы собираетесь применить наказание, спросите себя, что вам действительно нужно: изменить поведение ребенка или продемонстрировать свою силу, правоту? Если первое, то наказание как метод не эффективное, и мы об этом поговорим подробнее, если второе - вы на правильном пути! Вторая причина применения наказания как метода воспитания: родители просто не знают, что есть более эффективные методы. их этому никто не учил. Есть выражение: самая важная профессия в мире - отец, но этой профессии нигде не учат. И это действительно так. Люди, в основном, перенимают стереотипы воспитания у своих родителей. Это естественно для человека - воспитывать своего ребенка так (теми же методами), как воспитывали ее. Методы родителей могут не подойти - ведь мы живем в мире, который очень сильно отличается от того, где жили наши дедушки и бабушки, мамы и папы. Часто родители такие занятые, что не могут уделять достаточного внимания ребенку: следить за ее поведением, вовремя отвлекать от нежелательных занятий, терпеливо объяснять, что можно делать, а что нет и почему. Мимоходом отлупить ее за содеянное и сказать «нельзя» - гораздо проще и быстрее. Или еще ситуация: вы долго, спокойно и разумно пытаетесь показать ребенку, что она сделала «плохо», а она не понимает. И вот ваше терпение лопнуло, вы решаете прибегнуть к наказанию. Остановитесь! Ребенок не виноват, что у вас мало терпения. Ведь пока вы общаетесь с ней «по-доброму», ваши отношения остаются хорошими, ребенок искренне старается понять вас, уважает ваш авторитет и чувствует гордость, что вы общаетесь с ней на равных. Если она все же «не поняла» своей вины, наказание не поможет. Ведь родители, которые ежедневно наказывают своих детей даже за незначительные проступки, так же бессильно разводят руками со словами «не понимает».

Почему дети «плохо» себя ведут? Вообще-то всегда, когда ребенок «плохо» себя ведет, для этого есть конкретные и очень веские причины. Психологи предложили классификацию мотивов «плохого» поведения детей. Принципиальная новизна этой классификации заключается в том, что она не так отвечает на вопрос, почему этот ребенок «плохо» себя ведет, как указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и меньше хотела бы повторять свои действия. Такой прагматичный подход к воспитанию (если работает) нашел многочисленные подтверждения в реальной жизни. Существует только 4 мотивы, по которым дети «плохо» себя ведут: привлечение внимания, влияние, месть и избегание неудачи.

1. Привлечение внимания - «мне нужна твоя особое внимание». Наверное, самое неприятное для любого человека - чувствовать себя пустым местом. Когда родители, ровесники, коллеги не реагируют на ваше присутствие: не видят, не отвечают, не замечают - что хочется сделать нормальному человеку? Повысить голос, рассердиться. Хочется так или иначе дать понять: я - не пустое место! Если потребность важна, она должна быть довольна. И дети научились ее удовлетворять. Что делает маленькая еще человек, когда ей нужно внимание? ее уже научили, как просить есть и пить, но как правильно просить внимания? Этого многие не знают даже в зрелом возрасте. Полуторагодовалый малыш методом проб и ошибок быстро находит способ привлечь внимание. Для этого нужно сделать что-то плохое. Например, разбить, разлить, удариться. И тогда мама оторвется от телефона и обратит хоть какое-то внимание, пусть негативное, но внимание! У ребенка формируется стойкий условный рефлекс: хочешь внимания - веди себя плохо. Рефлекс появился «нечаянно», но заработал, стал настолько прочным, что срабатывает в любом возрасте, стоит только человеку почувствовать себя выбитой из колеи. Муж уделяет мало внимания - будет скандал или пересоленная ужин, дети обделяют вниманием - можно слечь с сердечным приступом. Делай плохо - и тебя заметят! Ведь в нашей жизни принято больше внимания уделять «плохой», а не хорошему поведению.

2. Влияние - «ты мне ничего не сделаешь». В современной жизни дети практически не видят примеров равноправных, партнерских отношений. Наоборот, существует мода на «сильную» личность, на «крутых». Дети и подростки видят только внешнюю, эффектную сторону властного  поведения. Ребенок просто не знает, что для того, чтобы быть сильным, совсем не обязательно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе. Главная отличительная черта «влияния» от «привлечения внимания» - как поведет себя ребенок после того, когда вы сделаете ей замечание. Если он сразу перестанет  «плохо» себя вести - она достигла своей цели. Но если ее поведение станет еще хуже, ее цель - влияние.

3. Месть - «вредить в ответ на обиду». Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения - более глубокие. Если владолюбець просто испытывает вас, то мститель искореняет внутренний боль, которую нанесли, возможно, вы сами, не заметив этого, а, может, кто-то другой. Ощутив свою никчемность, страх, обиду, человек склонен отомстить за все это кому-то.

4. Избегание неудачи - «не буду и пытаться - все равно не получится». Эти тихие дети - вполне послушные, просто они безынициативны и беспомощные. Часто пытаются слишком подчеркнуть свои слабости и убедить взрослых, что они глупые или неуклюжие. Такие дети ожидают в ответ сожаления и помощи в элементарных вещах. Итак, перед нами четыре мотива плохого поведения. Рассказывая о них, мы имели в виду, что строить свои отношения с детьми с различными мотивами поведения необходимо по-разному. На преднамеренную поведение ребенка, который хочет привлечь внимание, иногда полезно вообще не учитывать, чтобы не закреплять ее. Но подумайте, как найти время для того, чтобы уделить ребенку внимание - она нуждается в этом.

Что же до поведения владолюбца, лучшее, что может сделать взрослый - демонстрировать свою твердость, лишенную агрессии. При этом необходимо подумать, как ребенку проявить себя положительно: дать ей право выбора, помочь почувствовать себя в чем-то компетентным. Трудно правильно отреагировать в случае, если мотив поведения - месть. Ведь в этой ситуации обычно и ошибки, и обиды взаимные. Естественная реакция родителей - доказать свою правоту и настоять на своем - не работает! Обвинения в ответ только усугубляют проблему, а наказание для ребенка оправданием новой агрессивности. Надо найти в себе силы и мудрость сделать первый шаг к примирению. А вот ребенка той, которая избегает неудачи, нужна поддержка. Не делайте все вместо нее, а хвалите даже за незначительный прогресс в умениях, навыках, достижениях.